Сезон 2008 года я посвятил в основном озерам Московской и прилегающих областей в направлении Ярославского и Горьковского шоссе. Накатал по выходным 7500 км и посмотрел полтора десятка водоемов, не считая легко доступных и популярных. Озеро Золотая вешка стояло в планах на лето, но, по прочтении в интернете отчета джиперов, отказался от этой затеи до осени. Огромное количество крупных кровососущих насекомых и температура тела 38 по возвращении - совершенно не то, что мне требуется для отдыха :)
Золотая вешка все откладывалась. В последний, казалось бы, срок - ноябрьские праздники - ездили с товарищем в Мещеру, и я уж думал до весны … но природа неожиданно подарила второе бабье лето. Отодвинув все рабочие дела, в понедельник 10 ноября взял курс на Золотую вешку. Планировалась полная однодневка по маршруту: Ярославское шоссе - Хотьково - Васильевское - Алферьево - Пальчино - Старово - Кикино - Антоново - Бор - Богородское - Торжнево - Кучки - Окоемово - Разорено-Семеновское - Бучево - Ермолино - Золотая вешка - Колбасино - Спас-Угол - Никитское - Бителево - Р104 - Сергиев Посад - Домой.
Арбалетовская километровка давно живет в КПК, в скутер врезан прикуриватель во избежание варианта "типа, ау", на багажнике канистра с двумя литрами бензина, под сиденьем топор, пропановая горелка, пакеты для ног и скотч, четвертинка сока, бутерброд и пара сарделек для ритуального зажаривания на костре. Ну и много разно-всячины, к делу особого отношения не имеющей. Плотный завтрак, ранний старт, заправка до полного бака в Хотьково - это предпоследняя заправка до самого озера, последняя через 10 км у поворота на Мостовик - 10 км погоды не делают, а вдруг там слив топлива ... в общем в Хотьково надежнее. Дорога красивая, местность холмистая, машин крайне мало, качу в эконом-режиме (расход ~2.5л) 55-60 км/ч. С утра еще холодно, открытый шлем с подшлемником тоже аргумент против 70 км/ч. Не расслабляюсь - аварий на этих живописных второстепенках мало, зато почти все со смертельным исходом. Первый раз останавливаюсь в Садовниках сфотографировать р. Шибахта. Заодно скутер. На лужах лед. Буквально через километр вижу справа замечательную архитектурную композицию, опять останавливаюсь для фото.
За перекрестком с дорогой Савотовино-Кузьмино начинается грунтовка, переходящая после Окоемово в приличный и прямой как стрела грейдер через болота. При выборе маршрута меня одолевали сомнения - рассчитывать на эту дорогу или нет. Как говорит мой друг, любая идеально прямая дорога заканчивается бойцухой, то бишь военным объектом. Обошлось. Это заказник "Журавлиная родина". Фотография "Гадючье царство" несколько дискредитирует данную местность, на самом деле болота окультурены, ведутся непонятные мне работы, см. фото "Не рисовое поле".
От Разорено-Семеновское до Ермолино опять грейдер Отличного качества, именно так, с большой буквы. Это эталон грейдера. Сначала я ему не верил и ехал 40, опасаясь внезапной колейности, ям, булыжников, гребенки от ручейков, в общем всех прелестей такого покрытия. Километра через 3 меня обогнал свежий пассат с прицепом, спокойно идущий 100+. Я прибавил до стандартных 55-60 и так до Ермолина и катил без единого матюка, только руль чуть крепче держал - все же грунт. Там даже знаки расставлены, и много. Запомнились 'ограничение 70' и 'обгон запрещен'. Дорожников со всей страны возить надо на эту дорогу, чтоб смотрели и учились. Лирическое предисловие можно считать оконченным. За Ермолино свернул в сторону Ширятино, а после Ширятино сбросил скорость и стал внимательно смотреть направо в поисках съездов к озеру. Проехал странный поселок без названия на карте, обозначенный этаким полукругом вниз, окрестил про себя деревней вампиров, не знаю почему :) Может быть это и не поселок, а амбары. Через километр-другой нарисовалось искомое - полуразрушенная будка-беседка и уставший шлагбаум на въезде в лес. Фотографировать не стал, т.к. свежих следов не было и соответственно на 80 % пустышка, место-для-распития-спиртных-напитков-у-дороги. Углубился на несколько сот метров - ручей, бревнышки перекинуты … не пустышка !
Начинается штурм озера. Это сейчас я пишу штурм, а тогда и слова такого в голове не было :) Надел на ноги пакеты, замотал скотчем, вперед. Дорога как-бы есть, но толку от нее нет. Единственное желание - при малейшей возможности с этой дороги уйти и ехать по лесу, без тропинок, просто - по лесу. Проблема в грунте, он вообще не держит скутер - ни в колее, ни посередке, ни на обочине. Даже если скутер просто катить, малейшее движение ручки газа приводит к закапыванию заднего колеса. Вплоть до посадки на глушитель. Местами заболочено, там вообще все плохо, начинаю себя ругать, что выбрал не тот съезд. Худо-бедно добираюсь до 'перекрестка', мне очевидно налево, на всякий случай сверяюсь с GPS - по направлению все правильно, просеки на карте немного не совпадают с реальностью.
Замечательно упавшее дерево гармонично дополняет мое болотное счастье. Перетаскиваю скутер. Справедливости ради - необъезжаемых деревьев такого калибра больше не встречалось. Продолжаю бороться с 'дорогой', активно используя пересеченку. Мост через ручей в виде вкопанной метровой трубы - удача. Когда-то давно здесь ездили. К сожалению, очень давно. Заканчивается все это дело грандиозным завалом и просветом впереди. Озеро !? Нет. Болото. Завал можно объехать, в болото уходит колея. Иду на разведку. Колея мне не нравится. Совсем не нравится. До конца идти не стал. Из опыта такая колея на 90% закончится 'поляной' с парой пивных банок и тропой рыбака в высоких резиновых сапогах к воде. Не то, что мне нужно.
Темнеет, смотрю мобильник (кстати, ловится) - около 17:00. Это означает, что 3 км я рубился 3 часа ! А расчет был на час … До озера 1 км, но это в темноте как до Парижа, да и смысла ноль. Устраиваю привал, развожу костер, заготавливаю дров пока хоть что-то видно. Жарю ритуальную сардельку, которая должна была быть сготовлена исключительно на берегу, думаю. Смотрю карту, думаю. Вырисовывается 3 варианта: 1. Вернуться по своим следам. 2. Заночевать на месте. 3. Проехать вдоль болота по лесу 1 км и заночевать у 'дороги' на озеро от Николо-Кропоток. Первый вариант отвергается. Не просто потому, что я не люблю возвращаться, не выполнив намеченное, а после трезвой оценки имеющихся ресурсов, как то одежды, еды, питья, бензина. Хуже всего с водой - т.е. самой воды нет вообще, но есть четверть литра сока. Это в обрез. Но не риск, просто в обрез. Сигарет полно. С радостью поменял бы пачку на литр воды. Второй вариант отвергается потому, что место привала мне не понравилось. Неуютно. А к таким вещам в лесу надо прислушиваться. Топор и горелка позволяют без проблем и быстро развести костер на новом месте в полной темноте, так что решено - еду 1 км через лес.
Ночной лес без тропинок. Впервые с этой задачей я столкнулся еще летом и понял, что японцы очень правы, когда ставят фару на руль. На моем старом скутере фара на руле была, а на новом - нет. И тогда, летом, я просто ослеп и не знал куда ехать. Соответственно, фару на руль я поставил самостоятельно. И ехалось мне нормально. Один раз сделал круг, классика жанра, даже GPS не помог. Компас нужен, старый добрый компас. С подсветкой. На километр леса ушел ставший стандартным час. Выехал на дорогу, нашел полянку, устроился на ночлег. Ну, условно так, сидя покемарить. Спать … как-то не очень, кабанов в лесу огромное количество, все истоптано. Ночь прошла спокойно. Половину ночи таковой-то и не назвать, луна практически полная, небо ясное, видно все, воспользовался для заготовки дров. Ближайший кабан хрюкнул минимум метрах в 600-х, зато как, хм :) Раза 3-4 со стороны болота раздавались голоса, неразборчиво, метрах в 150-ти. Первый раз я взял топор и отошел от костра, потом уже не напрягался. Глюки там акустические или призраки - меня не трогают и ладно. Скажете я склонен к мистике - деревня вампиров там, голоса с болота ..? Ни чуть, уверяю. Гораздо больше мне досаждала какая-то птица, очень, зараза, тоскливая и громкая. А еще за ночь я съел бутерброд. Заходов в 5. Запивая каждый глотком сока.
К утру подморозило, выпил 70гр. коньяка из НЗ - меньше под мой организм бессмысленно, а больше не нужно, да и нельзя - воды-то нет. С рассветом пожарил последнюю сардельку, и опять не на берегу, досадно. Проблем с едой больше не предвиделось - в связи с полным отсутствием таковой. Короткая разведка - дорога очевидна, жутко раскатана трактором. На тракторе там ездит егерь, в интернете читал. Рассвет очень красивый, потом ослепительно яркое утреннее солнце, такое никогда не увидишь в Москве. Но фотоаппарат компакт - извините. Я снимал, это ужас что получилось.
Собираюсь, грею скутер, вперед. Через болото на ура - обочина подморожена. Гигантскую лужу объехал через лес с двумя ручьями. Дальше хуже - в колее 2 см льда, скутер естественно не держат, а обочины и серединка разморожены. Ладно, уже виден домик охотхозяйства. Доезжаю, 'фото на память'. Трактора нет, никого нет дома. По толщине льда в колеях я другого и не ожидал. Слабая надежда на колодец не оправдалась - т.е. колодец есть, но качество воды вызывает серьезные сомнения. Фильтра с собой нет, кипятить не в чем и некогда. Курс сигарет падает до 0.5 литра воды.
Озеро. Озеро большое и красивое. В наличии одна годная лодка, одна негодная, сараюшка-развалюшка, табличка расстреляна из дробовика. В планах на однодневку было искупаться и костер на берегу. Жизнь внесла свои коррективы, ни костра, ни купаться - ехать надо, времени в обрез, сока осталось 150 гр. Часок у озера я все же провел, просто наслаждаясь красотой и тишиной.
Ну и разведка заодно. Дорога на Колбасино (говорящее название в контексте качества дороги) нашлась сразу. И никаких подозрений не вызвала. Это не шутка (фото ниже), начало дороги действительно ничем не хуже той, по которой я приехал.
Поскольку не люблю возвращаться тем же маршрутом, не важно асфальт или грунт, решил, как и было изначально запланировано, ехать этой-другой дорогой. На Колбасино. В полной уверенности, что хуже, чем я ехал на озеро, не будет. Вроде как хуже просто не куда. Я ошибся. Старт с озера в 11:00, заложена скорость 1 км/ч, расстояние 5 км. Итого запас до темноты 1 час. Забегая вперед – последнее болото штурмовал в полной темноте в 18:00. На озеро я просто ехал. Тяжко, то я на скутере, то он на мне, но – ехал. С озера ехать не получилось. Технология передвижения такая – беру шлем, прохожу 100 - 300 метров, определяю траекторию движения. Оставляю шлем в конечной точке, возвращаюсь к скутеру и эээ…. перемещаюсь. До шлема. В нем все равно жарко, на локте мешает. На багажник поверх канистры уже привязана куртка, в которой тоже жарко. Смешная мысль, что шлем могли спереть, мне пришла в голову только за километр до Колбасино, когда увидел рядом с дорогой пару бутылок и стаканчик от йогурта, выброшенные не более недели назад. На местности я провел больше суток и ни одного человека не встретил. Сорри, отвлекся. Указанная “технология со шлемом” выработалась очень быстро. Данная дорога представляет собой реку. С островами и протоками (читай - объездами). Перемещаться по основному руслу и протокам совершенно невозможно, проблема та же – грунт. Некая смесь песка, глины и, местами, земли в привычном смысле этого слова. Так вот, без предварительной разведки можно оказаться не на том берегу. Цена ошибки – возврат, либо перетаскивание скутера на правильный берег. До ЛЭП (есть на карте) колея-река в основном одна, после – кажется до 6-ти, точно не считал. Представляете себе перетаскивание скутера общей массой под 100 кг через колею от трактора Беларусь глубиной полметра и более ? По месиву, которое засасывает ногу по щиколотку сразу. Так что только разведка. И только по островам. На фото есть пенек. На самом деле пенек ни при чем – это берег очередного острова, за пеньком начинается отличная дорожка, по которой можно прохватить (грустный смайл) метров 50 не отталкиваясь ногами, а только отводя ветки руками, бережем лицо, глаза.
Где фотки этой жести ? Их практически нет. Я туда ездил не статью писать, а отдыхать :) Одно фото со скутером на заднем плане, разведка, 10х зум. Про себя назвал 'В дебрях Амазонки'. И фото дороги-реки. После ЛЭП мне стало не до фото – очевидное отставание от графика, банальная жажда перетекла в легкое обезвоживание организма. После одной колеи длиной 20 метров (вариантов объезда не было вообще) перестал крутить стартер, только с кика. Чтобы с кика – надо опустить центральную подножку левой ногой, правой дернуть кик. Поставить на центральную ? Не смешно даже. Уходя на разведку перестал глушить мотор, бензин – единственное, что оставалось с запасом. Небольшим. На обратном пути с разведки стал ломать лапник и набрасывать в самых тяжелых местах. Сил осталось мало. Я не качок и не профессиональный грузчик – компьютерщик. Не задохлик, но профессия накладывает отпечаток. Курс сигарет упал до 0.1 литра за пачку. Но совершенно не с кем поменяться.
Местность пошла вверх. В сумерках одолел предпоследнее болото и проехал целых 500 метров как человек. Допил остатки сока. Последнее болото в темноте, жестко, без разведки и под грохот пластика. Налево уходит накатанный проселок. Есть варианты прямо и направо, сверяюсь с GPS – мне по накатанной. Падаю в колею от Беларуси и еду 10-20 км/ч. Высота колеи местами до сидушки, глубина воды в колее – до полика. Без преувеличения. Но это мелочи ! В колее наконец-то твердый грунт, который прекрасно держит скутер. Поле, асфальт, промежуточный финиш. Осталось только 150 км до дома :) Первоначальный вариант Никитское – Бителево – Р104 отвергается сразу. Там по карте грунтовка, грунтовок мне уже хватило. Очень жаль, на Р104 есть отличное кафе на заправке, проверенное годами, так сказать. Я на него рассчитывал. Одеваюсь, прокатываю до Спас-Уголка – пусто. В смысле палатки нет. Возвращаюсь в Ермолино, там точно есть, время около 19:00, ночник мне не нужен. Покупаю литр воды без газа (бонаква, по вкусу – местного разлива) и 0.5кг кускового сахара. Выпиваю 0.8 л под 7 кубиков сахара. Нормально. Чтобы стало хорошо нужна горячая еда. Спрашиваю у местных – что еда, что бензин – Талдом ближайший очаг цивилизации. Так тому и быть. До Талдома не доехал, кончился бензин в баке, залил из канистры. За 10 км бездорожья скутер скушал как за 150 км по трассе. В Талдоме заправился и заехал на мойку, кафе на трассе нет, в городе искать бессмысленно, т.к. в таком виде меня никуда не пустили бы. Поесть удалось только на заправке, что на перекрестке с A108. Еда из каких-то коробок, разогретых в микроволновке. На вкус почти как настоящая, и борщ, и гуляш с макаронами :) Вот чай там совсем паршивый. И кофе тоже. Далее Дмитров, А107, Ярославское шоссе в сторону Москвы. На BP заехал съесть еще бурито с мясом и выпить нормального чая. Прошу прощения за гастрономические подробности, но эта тема меня действительно волновала :) Дома в 2 часа ночи 12 ноября. Стартер высох по дороге и заработал. Все. Финиш. PS Оказывается, в московской области возможно такое .. приключение, скажем так. Ну что ж, фильтр и/или таблетки для воды много места под сиденьем не займут. BhuraCk StK, Ноябрь 2008 |